Великий русский моряк и учёный — адмирал Макаров. Краткая биография. Интересные факты

адмирал макаров

Содержание

Степан Осипович Макаров вошёл в историю как основоположник учения о живучести корабля, как изобретатель новых типов кораблей, новатор в области минного оружия, прославленный мореплаватель и талантливый океанограф. Он явился прогрессивным выразителем русского флота. Макаров продолжил и значительно развил учение своего наставника адмирала Бутакова о морской тактике броненосного флота. Знакомьтесь с краткой биографией талантливого и трудолюбивого человека.

Всю жизнь Макаров посвятил строительству  и боевому развитию российского флота.

Детство и юность

степан макаров в юности
Степан Макаров в юности

Родился Степан Макаров на юге Украины в городе Николаев 8 января (по новому стилю) 1849 года. Отец — Осип Фёдорович был боцманом, позже дослужился до офицерского чина, мать —  Елизавета Андреевна.

Военно-морское образование получил в Николаевском морском училище.  Поступить учеником в морской корпус он не смог, так как туда принимались лишь дети высокопоставленной знати, а отец его был боцманом и лишь впоследствии получил офицерский чин.

С тринадцати лет Макаров участвовал в походах Сибирской флотилии, а в пятнадцать лет ходил на клипере «Богатырь» в Америку. В этом плавании  он многому научился. Возвращаясь в Николаевск на пароходе «Александр», он уже нёс штурманскую вахту.

Макаров проходил школу морской выучки, когда на ряду с двигателем имели большое значение паруса. Морякам для борьбы со стихией нужны были смекалка, находчивость и выносливость. Макаров упорно вырабатывал у себя эти качества. В конце учебы он лихо лазал по вантам, умело управлял парусами, мужественно переносил все невзгоды корабельной жизни. Он стремился всё познать, всё испытать.

«Я хочу долгих и долгих плаваний, постоянных морских треволнений…» — писал он в дневнике

Командир корвета «Витязь» , на котором плавал Макаров, писал: «Макаров из любви к приобретению к познаний присутствовал при всех астрономических и магнитных наблюдениях… и вычислял их для себя… осмеливаюсь утвердить, что Макаров будет одним из лучших морских офицеров молодого поколения… ». И эти слова оправдались.

Научные достижения

Изучая корабельную технику, Макаров замечает серьезные недостатки в устройстве судна и предлагает конструкторские решения. Огромное количество чертежей он выполнил сам, а когда приходилось нанимать чертежника, то выплачивал ему из своих скромных средств.

Через пятнадцать лет службы Макаров представил начальнику главного морского штаба подробное описание тридцати пяти своих крупнейших изобретений. К ним относятся работы по непотопляемости кораблей, о сфероконической постановке мин, о минных шестах, крылатой мине, приспособлении, позволяющем стрелять при волнении и другие. Все эти изобретения двигали вперед военно-морское дело.

Работы по усовершенствованию морской техники Макаров не прекращал до конца своей жизни

Мировую славу принесли ему проект и постройка линейного ледокола «Ермак», изобретение и применение так называемого «макаровского пластыря» и многие другие работы.

Будучи инспектором морской артиллерии, Макаров изобрёл к снарядам бронебойные наконечники, известные ныне как «макаровские колпаки», участвовал в изобретении бездымного пороха, ратовал за теснейшее взаимодействие сухопотной и морской артиллерии.

Русско-турецкая война

русско-турецкая война и адмирал макаров
Русский корабль «Веста» принимает бой с турецким броненосным корветом «Фетхи-Булендом»

Во время турецкой войны 1877-1878 годов Степан Осипович умело внедрил и впервые использовал против вражеских броненосцев торпедные катера. Россия тогда не имела боевых судов на чёрном море, а Турция располагала крупным броненосным флотом. В силу этого турецкие корабли хозяйничали у наших берегов. Но это продолжалось недолго. Смелыми и решительными действиями Макаров наводил панику на турецкий флот.  Действуя под покровом ночи, он внезапно подходил к турецким броненосцам и смело атаковал их маленькими катерами.

Он атаковал и подорвал турецкий броненосец «Иджалие», малые катера также нанесли существенный вред броненосцу «Ассари Шевкет» и потопили сторожевой пароход «Интибах».

Макаров первым в мире использовал мину как грозное наступательное оружие, использовал самодвижущуюся мину-торпеду, определил контур торпедного аппарата и наметил пути развития минной тактики.

Русско-японская война и гибель адмирала Макарова

русско-японская война и адмирал макаров

Перед началом русско-японской войны Макаров являлся командиром Кронштадтского полка и военным губернатором города Кронштадт. Эта должность мало удовлетворяла его кипучую натуру. Он внимательно следил за событиями на Дальнем Востоке. И после нападения на русскую эскадру, стоявшую на внешнем рейде Порт-Артура, Макаров был назначен командующим флотом на Тихом океане.

Далее Степан Осипович прибывает на Дальний Восток. С его приездом эскадра воспрянула духом. Происходило небывалое. Отражая попытки врага заблокировать наши корабли в гавани, вице-адмирал Макаров организует учебно-боевые походы. Он выводил эскадру в море и на глазах противника обучал командиров совместному плаванию. Тридцать шесть дней развивался флаг над эскадрой. Уже было несколько боевых схваток, также были отражены все наступления японских моряков. Русские моряки увидели, что могут бить врага!

12 апреля 1904 года произошли боевые столкновения между воюющими сторонами, а 13 апреля произошёл роковой случай. Эскадренный броненосец «Петропавловск», на котором шёл вице-адмирал Степан Осипович Макаров, неожиданно наскочил на мину. С берега видели, как над броненосцем высоко взметнулось облако огня и дыма, как один за одним произошли три взрыва. Когда рассеялся дым, броненосца на воде уже не было видно: он затонул. Шлюпки с других кораблей подобрали около восьмидесяти человек, но Макарова среди них не оказалось. Спасённые рассказали, что видели адмирала без пальто, лежащим в крови, лицом вниз.

Память о выдающемся флотоводце , внёсшем так много в развитие военно-морского искусства, свято чтут моряки и по сей день.

Интересные факты из жизни

  • в 1837 году будучи капитаном 1-го ранга на корвете «Витязь» прошёл кругосветное плавание. В ходе путешествия были осуществлены бесценные океанографические исследования.
  • Предложил выделить теорию непотопляемости кораблей в дисциплину, необходимую для изучения.
  • в 1898 году построил первый в мире ледокол арктического класса «Ермак», способный форсировать тяжелые льды двухметровой толщины.
  • Адмирал Макаров разработал русскую семафорную азбуку, которая вплоть до настоящего времени применяется на флоте.
  • Останки адмирала было предположительно найдено в 2005 году водолазами из Китая и были захоронены в братской могиле.

Адмирал Макаров. Фото

Видео об адмирале Макарове

Фильм «Адмирал Макаров история последнего флотоводца в русском императорском флоте»

 

Корабли «Адмирал Макаров»

Сторожевой корабль фрегат «Адмирал Макаров»

Фрегат Черноморского флота «Адмирал Макаров»
Фрегат Черноморского флота «Адмирал Макаров» на переходе морем

Третий фрегат проекта 11356. Корабль был спущен на воду 2 сентября 2015 года. На данный момент состоит на вооружении Черноморского флота России. Корабль входит в состав 30-й дивизии надводных кораблей. Назван в честь вице-адмирала Российского императорского флота Степана Осиповича Макарова. Фрегат может наносить удары по кораблям и береговым целям, искать подлодки с помощью вертолета и бортовой аппаратуры, следить за ними и атаковать торпедами. Способен поражать морские цели на дистанции 400 километров, а сухопутные — на 2000 км.

Ледокол «Адмирал Макаров»

Ледокол "Адмирал Макаров"
Ледокол «Адмирал Макаров»

Дизельный полярный ледокол мощностью в 36000 элс. Построен в 1975 году на Хельсинкской верфи «Wärtsilä» (Вяртсиля) по заказу В/О «Судоимпорт». Советский флаг был впервые поднят на ледоколе 12 июня 1975 года. Ледокол относится к классу линейных и предназначен для работы в ледовых условиях повышенной сложности.

В 1988 году участвовал в операции по спасению трёх серых китов в море Бофорта (Операция «Прорыв»). В 2011 году ледокол сыграл ключевую роль в спасательной операции в Охотском море. За операцию по выводу судов рыбопромыслового флота из ледового плена в Сахалинском заливе в январе 2011 года капитан ледокола «Адмирал Макаров» Геннадий Антохин получил Орден «За заслуги перед Отечеством IV степени».

Крейсер «Адмирал Макаров»

Крейсер "Адмирал Макаров"
Крейсер «Адмирал Макаров»

Первый русский и советский броненосный крейсер типа «Баян». В 1908 году крейсер уже поступил на службу армии. Вооружение крейсера состояло из трех трехорудийных башен главного калибра 150-мм, четырех 88-мм двухорудийных стабилизированных установок, четырех спаренных 37-мм зенитных орудий, двенадцати спаренных 20-мм пулеметов. Корабль имел оборудование для постановки мин, четыре 533-мм торпедных аппарата, два бортовых самолета с катапультой.

В феврале 1959 была подписана директива ГК ВМС СССР о демонтаже крейсера, а 6 июля получено распоряжение ГШ ВМС СССР об отправке «Адмирала Макарова» на слом. В августе крейсер перешел в Ленинград на Кировский завод для утилизации.

Офицеры и мичманы крейсера на «поминках» своего «Адмирала Макарова» поклялись быть верными памяти своего корабля, продолжать соблюдать и крепить его традиции и морскую дружбу. Ежегодно в день корабельного праздника встречаться, по возможности в Питере. Шли годы, военно-морская служба разбросала нас по всем флотам, но мы продолжали встречи.