А мог быть священником. Выдающийся авиаконструктор Николай Николаевич Поликарпов

авиаконструктор поликарпов

Содержание

Выдающийся советский авиаконструктор Николай Николаевич Поликарпов. Он работал над постройкой гидросамолётов, самолётов-разведчиков, ближних бомбардировщиков, пассажирских и других машин. За свою конструкторскую деятельность, которая продолжалась свыше 20 лет, каждый год он давал Советскому воздушному флоту по три-четыре новых самолёта.

Краткая биография Николая Поликарпова

Детство и юность

Родом Николай Николаевич Поликарпов с Орловщины (село Георгиевское Ливенского уезда Орловской губернии) — он появился на свет 9 июня 1892 года. Отец — Николай Петрович — был священником и учителем в сельской школе. Мать — Александра Сергеевна была библиотекарем земской местной библиотеки. У Николая Петровича и Александры Сергеевны Поликарповых было семеро детей.
Первоначальное образование маленькому Коле дала его  мать. К пяти годам он уже мог самостоятельно читать книги. И эта любовь к литературе прошла через всю жизнь. Позже говорил он: «До сих пор я не мыслю себе, как прожить без книги, и не представляю себе лучшего времяпровождения и отдыха, как за книгой».

авиаконструктор поликарпов в семинарии
Н.Н. Поликарпов. Орловская
духовная семинария, 1912 г.

По наставлению отца в 1901 году Николай едет поступать в Ливенское духовное училище и успешно проходит вступительные экзамены. Там он учится на одни пятерки. Позже поступает в Орловскую духовную семинарию. Здесь Николай также становится одним из лучших учеников. Но желания связать свою жизнь с церковной службой нет, и после окончания семинарии Коля направляется в Санкт-Петербург. И в 1911 году поступает в Петербургский политехнический институт. Учеба в институте была платная и чтобы оплатить её Николаю приходилось подрабатывать. «Сначала нас училось у отца пятеро, затем шестеро детей одновременно, — вспоминал он. — Денег на учебу, конечно, не хватало, отец и мать отказывали себе во всем, чтобы выучить нас. Мы понимали это и учились изо всех сил. Это сознание — необходимость помочь отцу, своим младшим братьям и сестрам, а также отплатить семье -заставляло меня усиленно работать». В 1916 году Поликарпов заканчивает институт и увлекается авиацией. По случаю судьбы начинает трудиться под началом великого авиаконструктора Игоря Ивановича Сикорского.  

Конструкторская деятельность и самолеты Поликарпова

самолет-истребитель и-16
Самолет-истребитель И-16

В 1922 году, работая над улучшением британского бомбардировщика Airco DH.9, Николай Поликарпов разрабатывает свой первый самолет Р-1 (разведчик-1), ставший первым массовым советским самолетом. В 1923 году создает замечательный по тем временам самолёт-истребитель И-1 (Истребитель-1). Работая над ним Поликарпов шёл новаторским путём. Господствовавшей в то время схемой был биплан. Борясь за скорость, особенно важную для истребителя, талантливый советский конструктор построил моноплан с низкорасположенным свободнонесущим крылом.

Конструкторская деятельность Поликарпова продолжалась свыше 20 лет, и каждый год он давал Советскому воздушному флоту по три-четыре новых машины

Он работал над постройкой гидросамолётов, самолётов-разведчиков, ближних бомбардировщиков, пассажирских и других машин.

Перовклассными для своего времени были созданы истребитель И-3, имевший скорость 300 км/ч, И-5, построенный совместно с Григоровичем, И-15, обладавший прекрасной маневренностью и скоростью 370 км/ч. Самолет И-15 был создан в 1933 году, затем улучшен и назван «Чайкой».

Видео полёта-реконструкции легедарного самолета Поликарпова И-16. Наше время, 2009 год

Созданный Поликарповым истребитель-моноплан И-16 имел бронированную защиту для лётчика и мощное вооружение. Скорость его первоначально достигала 430 км/ч а в последствии 500 км/ч. В создании и испытании этой машины, как и ряда других, принимал великий летчик Чкалов.

В последние годы своей жизни Поликарпов создал пушечный истребитель И-17, летавший со скоростью свыше 500 км/ч.

Талантливый конструктор был награжден многими орденами. а в 1940 году Героя Социалистического Труда. Работы Поликарпова были дважды отмечены Сталинскими премиями первой степени.

Фото самолетов Поликарпова

Арест и работа во «внутренней тюрьме»

«Внутренняя тюрьма» — так называлось центральное конструкторское бюро №39 (ЦКБ 39), где трудились репрессированные технические специалисты и инженеры.

Ночью 24 октября 1929 года Николай Николаевич был арестован у себя дома. Позже коллегия ОГПУ приговорила его к 10 годам лагерей и конфискации имущества, обвинив его в шпионаже, контрреволюционной деятельности и подрыве промышленности. По всей видимости арест готовился заранее. В 20-е и 30-е годы было репрессировано большое количество человек среди которых инженеры-конструкторы. В 1929 году в Бутырской тюрьме создается ЦКБ 39, где специалисты-конструкторы работают над созданием нового маневренного истребителя. Николай Николаевич, имея огромный опыт работы в данной области, становится заместителем Дмитрия Григоровича (был руководителем данного направления) а позже начальником конструкторской бригады.

истребитель и-5
Истребитель И-5 на смотре авиационной техники

В результате кропотливой и напряженной работы инженеров и технических специалистов был создан замечательный самолет-истребитель И-5, первый вылет которого состоялся 29 апреля 1930 года. И в 1931 году этот самолет участвует в авиационном смотре, на котором присутствует сам Сталин. За штурвалом машины — великий советский летчик Валерий Чкалов. Истребитель отличается своей маневренностью и хорошей управляемостью. Спустя месяц Поликарпова и некоторых конструкторов амнистировали.

Смерть и память о выдающемся авиаконструкторе

Поликарпов памятникСмерть застала Николая Николаевича во время работы над созданием нового реактивного самолёта. Яркая, полная творческого горения жизнь замечательного авиаконструктора оборвалась 30 июля 1944 года. Умер от рака желудка. Ему было всего 52 года.

Интересные факты из жизни авиаконструктора Поликарпова

  • Мать Николая Николаевича — Мария Борисовна (в девичестве Преображенская)- в свои ранние годы жила в имении писателя Ивана Сергеевича Тургенева; её отец, дьякон Борис Преображенский, как считают некоторые исследователи, мог послужить прототипом Базарова из романа Тургенева «Отцы и дети».
  • В 1918 году Поликаров мог эмигрировать в Америку вместе с Сикорским, но отказался.
  • Несмотря на процветающий атеизм, Николай Николаевич был верующим человеком, ходил в церковь, носил нательный крест.
  • В авиационных кругах Поликарпова называли «королём истребителей», так как на протяжении почти 10 лет советскую истребительную авиацию вооружали исключительно его машинами.
  • В 1929 году Николая Николаевича Поликарпова арестовали, после недолгого следствия перевели в Бутырскую тюрьму, где собрали всех заключённых авиаспециалистов, и «как социально чуждого элемента» без суда приговорили к смертной казни, однако приговор не был приведён в исполнение.

интересные факты поликарпов

Фото и видео

Документальный фильм телеканала «Звезда» — «Выдающиеся авиаконструкторы — Николай Поликарпов»


Книги об авиаконструкторе Николае Поликарпове